Государственное бюджетное учреждение культуры
«Государственная филармония
Республики Ceвepнaя Осетия-Алания»

Паддзахадон бюджетон культурæйы кусæндон
«Республикæ Цæгат Ирыстон-Алани
паддзахадон Филармони»

 
Версия для слабовидящих

Национальные инструменты

Дыууадаестаенон – фаендыр

Один из видов угольной арфы. Инструмент имеет 12 (иногда 10) струн, натянутых наклонно под острым углом к деке. Играют на нем, держа его на коленях так, чтобы басовые струны были обращены к исполнителю. Это аккомпанирующий инструмент, в прошлом на нем играли только мужчины.

Дыууадæстæнон фæндыр, по праву, занимает особое место в культуре осетинского народа и относится к числу самых древних национальных музыкальных инструментов.
Традиционный дыууадæстæнон-фæндыр – разновидность угольной арфы с 12 струнами, которые чаще всего изготавливали из конского волоса. Струны натягиваются диагонально корпусу. Еще недавно инструмент, наряду с хъисын-фæндыром, был распространён достаточно широко, но в настоящее время он уже выходит из обихода.
Засвидетельствованный в Нартовском эпосе дыууадæстæнон фæндыр у осетин бытует с незапамятных времен. Традиционно он прочно связан с одной из наиболее излюбленных форм музыкально-поэтического творчества – исполнением Нартовских сказаний. Являясь инструментом многотоновым, он во многом определил дальнейшие вехи развития архитектоники осетинской музыкальной культуры в целом, развития и утверждения в ней национально-специфических законов голосоведения, гетерофонии, а также мелодического и гармонистического мышления народа. Вместе с тем исторические факты говорят о том, что до-кавказская история предков осетин в той или иной степени интенсивно соприкасалась с древними цивилизациями, о чем свидетельствует название «pantur» - «фæндыр», привнесенное из древнего переднеазиатского очага культуры. Как важный факт, следует отметить и то, что что ни у одного из тех народов Кавказа, которым известны нарты, традиционные музыкальные инструменты их или никак не связаны с нартами, или же они имеют лишь случайное отношение к ним, в то время как для «Музыкальной нартиады» осетин непременным условием является передача сказаний исключительно в сопровождении или хъисын-фæндыра или дыууадæстæнон фæндыра.


Хъисын-фæндыр

Cольный струнный смычковый инструмент, напоминающий скрипку, на котором играли сидя, держа его между коленями, исключительно мужчины.

Одним из древних музыкальных инструментов осетин является смычковый инструмент Хъисын- фæндыр. В музыкальном быту он распространён повсеместно и существует с незапамятных времен. Наряду с другими инструментами - дыууадæстæнон-фæндыром – в народном инструментарии он занимает одно из центральных мест. Простое устройство, сохранившиеся до настоящего времени архаические формы инструмента, а также своеобразие использования его в художественном быту и присвоение ему каких-то сверхъестественных свойств говорят о том, что на осетинской почве хъисын-фæндыр существует с древних времен.
Как и другие инструменты, хъисын-фæндыр изготавливают вручную. Внешне, казалось бы, изготовление хъисын-фæндыра не представляет большого труда, но народная традиция довольно стойко держится отработанных веками законов. К изготовлению приступают с заготовки древесины. Для народных мастеров имело значение в какое время года и фазы луны срублено дерево. Также важно было знать то, на каком склоне росло дерево – на северном или залитом солнцем южном. По из мнению, инструмент, изготовленный из лесоматериала «солнечной стороны», по своим звуковым качествам намного отличается от тех, которые изготовлены из лесоматериала другой зоны.
В прошлом, будучи непременным участником всех массовых мероприятий, хъисын-фæндыр занял одно из центральных мест в осетинском народном музыкальном инструментарии. Однако, являясь инструментом широкого «творческого диапазона», наиболее «родным и близким», наиболее общепризнанным для него считается жанр эпических сказаний о нартах, даредзанах, других героях. Эту сферу художественного творчества народа следует считать подлинной стихией хъисын-фæндыра. Музыканты-сказители всегда были особо уважаемы в народе.
Современные осетинские одноголосные песни с инструментальным сопровождением имеют схожие черты с веками сложившимся стилем исполнения эпических сказаний с хъисын-фæндыром.


Уадындз

Духовой пальцевой инструмент, продольная флейта. Это один из древнейших инструментов осетин, упоминæмый в «Сказках о Нартах».На нем играл один из нарт овских героев, Ацамаз — осетинский Орфей. Впоследствии уадындз уподобился обыкновенной пастушьей свирели.


Дала

Это деревянный обруч шириной до 120-130 мм. Обруч с одной стороны обтянут кожаной мембраной. Как с внутренней, так и с наружной стороны обруч часто бывæт инкрустирован перламутром или слоновой костью. С внутренней стороны нередко имеются металлические бубенцы-побрякушки, создающие специфический звеняще-ритмический эффект. Само слово «дала», по мнению В. И. Абæва , идет из арабско-персидского «дакра» - означающего «круг», «бубен». Дала так же, как и гуымсæг - инструмент ансамблевый и используется преимущественно с ирон хандзал-фандыром в сопровождении танцев.


Дала- фæндыр

Струнный щипковый инструмент. На нем  играют сидя, держа его как балалайку или домру. Звук извлекæтся бряцанием или щелканьем по струнам указательным, средним и безымянным пальцами.

Одним из древних музыкальных инструментов осетин является смычковый инструмент Хъисын- фæндыр. В музыкальном быту он распространён повсеместно и существует с незапамятных времен. Наряду с другими инструментами - дыууадæстæнон-фæндыром – в народном инструментарии он занимает одно из центральных мест. Простое устройство, сохранившиеся до настоящего времени архаические формы инструмента, а также своеобразие использования его в художественном быту и присвоение ему каких-то сверхъестественных свойств говорят о том, что на осетинской почве хъисын-фæндыр существует с древних времен.
Как и другие инструменты, хъисын-фæндыр изготавливают вручную. Внешне, казалось бы, изготовление хъисын-фæндыра не представляет большого труда, но народная традиция довольно стойко держится отработанных веками законов. К изготовлению приступают с заготовки древесины. Для народных мастеров имело значение в какое время года и фазы луны срублено дерево. Также важно было знать то, на каком склоне росло дерево – на северном или залитом солнцем южном. По из мнению, инструмент, изготовленный из лесоматериала «солнечной стороны», по своим звуковым качествам намного отличается от тех, которые изготовлены из лесоматериала другой зоны.
В прошлом, будучи непременным участником всех массовых мероприятий, хъисын-фæндыр занял одно из центральных мест в осетинском народном музыкальном инструментарии. Однако, являясь инструментом широкого «творческого диапазона», наиболее «родным и близким», наиболее общепризнанным для него считается жанр эпических сказаний о нартах, даредзанах, других героях. Эту сферу художественного творчества народа следует считать подлинной стихией хъисын-фæндыра. Музыканты-сказители всегда были особо уважаемы в народе.
Современные осетинские одноголосные песни с инструментальным сопровождением имеют схожие черты с веками сложившимся стилем исполнения эпических сказаний с хъисын-фæндыром.


Хъырнæг-фæндыр

Струнный инструмент хъырнæг-фæндыр – детище музыкального творчества народа. Он представляет собой весьма ценный объект для исследования определенных этапов мышления, в том числе и отражающих начало ансамблевого сочетания традиционных инструментов по принципу их звуковысотного соотношения.

Идея создания хъырнæг-фæндыра, заложена в самом названии инструмента, - «хъырнæг» (букв. «подпевающий» фæндыр) и продиктованная практической необходимостью усиления басовой основы песни или наигрыша, была реализована в смычковом инструменте, который с этим же названием вошел в народную музыкальную практику осетин.


Къæрцгæнæг

Это инструмент который осетины считают исконно своим. Множество инструментов этого типа можно встретить и сегодня в самых разных уголках Осетии. При этом, не нарушая общей традиционной конструкции инструмента, народ изготавливает их в большом разнообразии. Встречаются и общеизвестные «эталонные» виды и виды «нестандартные», изготовленные в разных вариациях. Инструменты типа осетинского къæрцгæнæг имеют довольно широкое распространение на всем Кавказе, однако, наибольшей популярностью пользуются, пожалуй, у осетин. Объяснить это трудно. Быть может то, что до проникновения сюда мембранных, это был единственный и полноправный ударный инструмент, с которым веками было связанно метроритмическое мышление народа, в какой-то степени объясняет это. Осетины не представляют себе народный танец без къæрцгæнæг, и сегодня народные пляски не обходятся без него.

Не смотря на то, что къæрцгæнæг – инструмент примитивной конструкции, это не умоляет его достоинств т. к. именно в таком виде он прошел через тысячелетия и именно в такой конструкции продолжает жить сегодня.
Играют на къæрцгæнæг следующим образом: исполнитель держит его за рукоятку в правой руке и ударяет им о ладонь левой руки в такт исполняющейся музыке. Некоторые исполнители играют на нем, лишь встряхивая им также в такт.


Ирон хъандзал-фандыр

Ирон хъандзал-фандыр — известен сегодня как осетинская гармонь.