Государственное бюджетное учреждение культуры
«Государственная филармония
Республики Ceвepнaя Осетия-Алания»

Паддзахадон бюджетон культурæйы кусæндон
«Республикæ Цæгат Ирыстон-Алани
паддзахадон Филармони»

 
Версия для слабовидящих

"Попробовали согреть души искалеченных людей": музыканты о концерте в школе 1 в Беслане.

Вечером третьего сентября во дворе школы №1 в Беслане впервые состоялся концерт-реквием "Во имя жизни…" симфонического оркестра Государственной филармонии Северной Осетии. Идея концерта принадлежит директору филармонии, бывшему ученику бесланской школы Эльбрусу Кубалову. Программу концерта составил композитор, пианист, художественный руководитель и главный дирижер оркестра Ацамаз Макоев.

Вечером третьего сентября во дворе школы №1 в Беслане впервые состоялся концерт-реквием "Во имя жизни…" симфонического оркестра Государственной филармонии Северной Осетии. Идея концерта принадлежит директору филармонии, бывшему ученику бесланской школы Эльбрусу Кубалову. Программу концерта составил композитор, пианист, художественный руководитель и главный дирижер оркестра Ацамаз Макоев.

На концерте прозвучали произведения Густава Малера "Песни об умерших детях", отрывки из "Бесланской симфонии" Ацамаза Макоева, Дзерассы Дзлиевой из проекта "In Memorian", также состоялась премьера произведений, посвященных Беслану, учеников Ацамаза Макоева – Сергея Багаури и Ацамаза Адырхаева. Арии из "Бесланской симфонии" исполнили Светлана Габуева и Лана Нартикова, а песню "Молитва" Анатолия Доровских – уроженка Южной Осетии, артистка Северо-Осетинской государственной филармонии Марта Харебова.

О том, как готовился концерт, какие чувства испытали музыканты, выступая во дворе школы №1, и какие эмоции вызвал симфонический концерт у самих бесланцев, рассказывает корреспондент Sputnik Анна Кабисова.

Председатель комитета "Матери Беслана" Сусанна Дудиева рассказала о том, что идею организовать концерт симфонической музыки прямо во дворе школы предложили филармонии они сами:

"Такой серьезный симфонический концерт во дворе школы состоялся впервые. Мы еще никогда и никому не позволяли выступать во дворе самой школы… Единственное исключение – Моника Морони, флейтистка из Сан-Марино, которая просила разрешения сыграть возле спортзала. Первое ее выступление состоялось в прошлом году, приехала она и в этом году…

Когда мы узнали, что симфонический оркестр под управлением Ацамаза Макоева пожелал выступить в Беслане, то вместе с Анжелой Дигуровой, бывшей заложницей первой бесланской школы, которая сейчас работает в АМС Правобережного района, подумали, что было бы красиво, если бы Ацамаз Макоев с оркестром исполнили реквием "Бесланская симфония" прямо в школьном дворе.

Ацамаз Владимирович был очень удивлен и потрясен тем, что мы сами предложили ему сыграть во дворе школы, потому что они собирались проводить концерт во Дворце культуры Беслана. Все музыканты были очень воодушевлены, приезжали заранее, чтобы выбрать место… Но, в общем-то, площадка для концерта была готова – на этом месте в 2004 году проходила школьная линейка (и всегда проходила) и это место, где последний раз звучала музыка… Нам хотелось, чтобы именно там выступил симфонический оркестр".

Сусанна отметила, что третье сентября в этом году было очень необычным – небо словно помогало во всем:

"В этом году третье сентября было удивительным – после удара колокола в 13.05 со двора школы вышел крестный ход, тучи нависли над нами, но за все время с неба не упало ни одной капли дождя. Как только крестный ход дошел до "Города ангелов", до кладбища, и люди уже могли укрыться под навесами, то начался дождь – неслабый, но какой-то необыкновенный, очень теплый и ласковый. Потом под звук метронома стали зачитываться имена и фамилии погибших – и дождь прекратился. И только когда зачитали последние фамилии, и все, кто приехал на кладбище, обошли ряды с погибшими, только тогда опять полил дождь – уже сильный. То же самое было к вечеру: прошел ливень в Беслане, мы переживали за то, что он не закончится и концерт не состоится, но дождь быстро прекратился, и выглянуло солнце. А вечером, когда прозвучали первые звуки симфонии, тоже стал накрапывать дождь – опять-таки тонкий и нежный – всего несколько капель. Удивительно".

Сусанна выразила благодарность за концерт, который завершил траурные дни благодатной музыкой:

"Послушать концерт собралось много людей. Все получилось очень трогательно. Благодаря музыке все собравшиеся ушли в свои воспоминания – язык музыки понятен всем в любой ситуации: в горе и в радости, когда абсолютно никого не хочется слушать и все раздражает. А тут нежная симфоническая музыка, неяркое освещение – все это очень успокаивало. Мы все были под впечатлением музыки и песен, которые прозвучали. Ацамаз Макоев не исполнил полностью весь реквием по Беслану, а только отрывки. Все, что было исполнено, получилось очень к месту и трогательно. Мы все получили музыкально-эстетическое и духовное наслаждение – все было прекрасно. Спасибо оркестру и тем, кто это организовал: филармонии, администрации Беслана и всем, кто старался сделать эти трагические дни 1-3 сентября уже 2023 года добрыми, теплыми, безопасными, человечными и душевными".

Художественный руководитель, главный дирижер Северо-Осетинской государственной филармонии, композитор и музыкант Ацамаз Макоев:

"Выступление в бесланской школе в ряду всей моей жизни – концертов, премьер, удач и неудач – стоит особняком… После концерта ко мне подошли заплаканные женщины из комитета "Матери Беслана" – Сусанна Дудиева, Рита Сидакова, Анета Гадиева – благодарили и говорили, что очень боялись, так как для них это место святое, и они никого туда не пускали… А то, что они услышали, тронуло их сердца… И они так же, как и я, переживали за то, что концерт может не состояться. Проблем было очень много –музыкантов не хватало, кто-то не хотел, кто-то специально мешал репетициям, так еще и дождик нас припугнул. И женщины сказали: мы молились, чтобы дождь остановился, – и это явно Богоугодное дело, потому что молитвы были услышаны".

Концерт симфонического оркестра под управлением Ацамаза Макоева стал первым на территории школы и уже вошел в историю. Со следующего года – в 2024 году исполнится уже двадцать лет со дня трагедии – такие концерты станут традицией. Ацамаз Владимирович со слезами в голосе говорит, что если бы можно было сделать так, чтобы этой трагедии не произошло, то он играл бы бесконечно:

"Меня познакомили и с другими женщинами, чьи дети погибли. Они благодарили за концерт, и это самое главное… Если бы можно было вернуть жизни, сделать так, чтобы этого не случилось, я бы играл без остановки, пока в обморок не упал – бесконечно, до конца.

Самое главное, что в этом святом месте, в бесланской школе, мы попробовали согреть души искалеченных людей. И еще, для меня, как для педагога и музыканта, было очень важно показать своих учеников: Ацамаза Адырхаева и Сергея Багаури, которые специально написали музыку, посвященную Бесланской трагедии, и впервые ее исполнили".

Сергей Багаури, ученик Ацамаза Макоева, учится на третьем курсе Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Юный композитор рассказал, что приступить к работе было морально сложно:

"Это большая эмоциональная сложность – писать музыку для такого события. Но в дальнейшем работа пошла легче, когда получилось продумать и найти идею, зерно всего произведения – глубокой печали и скорби. Однако сомнений – начинать или нет, не было. Я был рад возможности поделиться со слушателями своими мыслями и переживаниями, которые постарался отобразить в музыке. Я ощущал большую ответственность и благодарность за оказанное мне доверие поучаствовать в этом событии. В момент, когда я выходил сразу после финального аккорда, очень явно ощущались внимание и отклик зрителей, – за что им очень благодарен".

Ацамаз Адырхаев, также ученик Ацамаза Макоева, учится на третьем курсе Владикавказского колледжа искусств им. Валерия Гергиева. Ацамаз родился в Беслане спустя два года после трагедии. Начинающий композитор рассказал, что работать над темой Беслана было сложно:

"Тема невероятно тяжелая и требует больших внутренних сил для полного ее осмысления. Я постарался выразить все, что мог, и все, что об этом думал. У меня был страх неготовности, но в то же время огромное желание взяться за эту работу, которое этот страх перевесило. Прежде чем приступить к работе, я посмотрел множество фильмов, так как в первую очередь мне было важно услышать мысли очевидцев и тех, кто непосредственно связан с этой трагедией. Но, естественно, что свое восприятие трагедии я старался выразить через призму собственных чувств. Своей музыкой я бы хотел вызвать утешение".

Уроженка Южной Осетии, артистка Северо-Осетинской государственной филармонии Марта Харебова впервые попала в Беслан и в саму школу. Впечатления от нахождения в школе вызвали эмоциональное потрясение:

"Когда ты вживую оказываешься на территории, где произошла такая страшная и ужасная трагедия, то представляешь всех детей и взрослых, которые пришли тогда в сентябре в эту школу и что потом там происходило… Думаешь о тех, кто не выжил, – и это очень страшно, и словами не описать. Конечно же, петь мне было нелегко, потому что это очень большое горе. Для меня это было очень ответственно.

Песню "Молитва" из репертуара Людмилы Гурченко предложила я. Когда Ацамаз Владимирович ее послушал, то она ему очень понравилась. Он сказал, что слова в этой песне очень проникновенные и по смыслу она непростая. Действительно, песня рассказывает о том, как мать всегда ждет возвращения своего ребенка домой. Ребенок для нее – самая главная ценность в жизни, и она очень боится его потерять".

Марта считает, что искусство обладает большой живительной силой и помогает людям жить:

"Искусство – это огромная живая сила, которая лечит и может затронуть самые тонкие струны в человеческой душе. Музыка помогает разделить с людьми абсолютно разные моменты в их жизни: как радостные, так и трагические…"

"Попробовали согреть души искалеченных людей": музыканты о концерте в школе №1 в Беслане | Sputnik Южная Осетия | Дзен (dzen.ru)